Новости студии

JIVAMUKTI Focus Of The Month, August 2020

sa evāyaṁ mayā te ’dya yogaḥ proktaḥ purātanaḥbhakto ’si me sakhā ceti rahasyaṁ hy etad uttamam  BG 4.3
Всё устройство взаимоотношений со Всевышним сегодня будет рассказано Мной тебе, поскольку ты мой последователь и мой друг, ты сможешь постигнуть трансцендентную тайну о науке Йога.
Бхагават Гита 4.3

В самом начале Бхагават Гиты мы видим война Арджуну, находящегося в стрессе, его ум в смятении и полон тревоги. Он говорит своему повозчику Кришне, что не готов пойти в бой и называет множество причин почему. Арджуна хочет покинуть свой пост и закончить карьеру воина, отказаться от своего титула принца, скинуть с себя все обязанности и уйти в лес, чтобы стать там йогом. Кришна отвечает, что это не очень хорошая идея и она вводит его в заблуждение. Растерянность Арджуны ведёт к тому, что он просит Кришну рассказать больше о йоге. В этот момент Арджуна уже находится на самом дне своего страдания и не знает как ему поступать. Он отдаёт свою волю Кришне и просит о помощи. И так в начале четвёртой главы Бхагават Гиты Кришна говорит: «Из-за того что ты меня попросил о помощи, из-за того что ты мой последователь, из-за того что ты мой друг, и потому что ты любишь меня, хорошо, я расскажу тебе о йоге.»

Тот факт, что Кришна перед тем как дать учение о йоге, обьясняет почему он это сделает — является важным моментом. Только тогда, когда ученик готов, восприимчив, и намерен учиться, тогда учитель может передавать знания. Традиционно учителя йоги не посвящают в свою веру - они ждут когда ученик сам спросит об этом. В таком случае ученик инициирует и разрешает учителю начать обучение. Именно студент признаёт в учителе гуру.

Два других важных и ключевых моментов, которые позволяют трансцендентным учениям быть переданными — это любовь и уважение. Кришна видит, что Арджуна любит и уважает его когда зовёт себя его последователем, любовь и уважение — добродетели присущие последователям. Когда духовные взаимоотношения между учеником и учителем транслируются через любовь и уважение, тогда мудрость и наслаждение готовы к процветанию.

Кришна говорит, что дружба тоже работает как предпосылка: «Поскольку ты мой друг, ты сможешь познать трансцендентное учение йоги…». Друзья любят друг друга, наслаждаются и чувствуют себя комфортно в присутствии друг друга. Тёплые сердечные взаимоотношения создают особую атмосферу, которая способствует продуктивному общению. Хороший друг — это тот, кому ты доверяешь, это тот, кто скажет тебе правду в доброй конструктивной манере, тот, кто знает твои интересы и помнит о них. Друг - это тот, кто желает усилить и возвысить тебя, но никак не принизить. Хороший друг видит твои недостатки, но он не заостряет внимание на них, а пытается искусно усилить сияние твоих лучших качеств. Хороший друг — это тот, кто желает тебе всего самого лучшего. Конечно, есть как хорошие, так и плохие друзья. Плохие друзья не дают возможности твоей вечной душе сиять вовне. Духовная дружба очень важна, поскольку она развивает саттвичные качества. Когда два человека дружат во славу Атман (вечной души), тогда взаимоотношения развиваются в саттве (благости).

Отношения, которые демонстрируют Кришна и Арджуна, представляются идеальными отношениями между учеником и учителем. Это те взаимоотношения, которые имеют потенциал просветить Арджуну, явить ему его бессмертную блаженную связь с Богом, предоставляют ему причины выхода за рамки материального мира, рождения и смерти.
Как многие наши отношения, так и отношения между Кришной и Арджуной состоят из множества слоев. Они соединены через семью. Арджуна женат на сестре Кришны, Субхадра. Мать Арджуны, Кунти, сестра отца Кришны — Васудева. И всё это делает их кузинами и сводными братьями. Они работают вместе — Кришна водитель Арджуны. Так же они близкие друзья, приятели, которые много путешествовали и попадали в различные приключения. Но, сверх этого всего, Арджуна видит себя учеником, а Кришну своим духовным учителем, которого он просит обучить его. Арджуна знает, что смягчаясь и смиряясь перед учителем, появляется возможность спасти свою душу, и в этот самый момент он готов к обучению.Через благоговение к своему учителю можно очистить восприятие реальности. Через это очищение духовное сердце будет пробуждено и все клеши (препятствия) к йоге будут сожжены в огне любви преданности (бхакти). Это пробуждение и есть наука йоги, которое имеет дело с воспоминанием связи с Богом. Это связь и есть самая важная цель в жизни каждого.

Путь к пробуждению начинается с рождения. Наши родители являются нашими первыми гуру. Через уважение к родителям мы учимся слушать, мы учимся быть мягким, восприимчивым — это и есть предпосылки к обучению. Это становится очень кстати в тот период жизни, когда начинается поиск духовного развития и поиск гуру. В ведической традиции в Индии есть такая фраза на санскрите ”mata pita guru devam”, что есть практическое учение, которое предоставляет возможность развить правильное любящее отношение к важным людям в жизни каждого. Для практикующего йогу любить и уважать родителей (mata — мать, pita — отец) является предпосылкой к развитию любви к гуру, который через свое учение помогает нам встать на путь к Богу (devam). Но уважать своих родителей в наше время, как говорят психотерапевты, не является модным явлением. Часто встречаются такие люди, которые во взрослом возрасте вспоминают прошлое и винят в своих недостатках родителей. Многие люди отрицают те семьи, в которых они родились и настаивают на том, что они были невинными жертвами, у которых не было выбора в тех обстоятельствах. В йогической системе мы находим, что та семья, в которой мы родились, есть отражение нашей предыдущей кармы. Иными словами мы выбрали именно эту семью ещё до того, как появились на свет. И так как мы выбираем родителей, так же мы выбираем и наших учителей.

В нынешнее время, несмотря на то, что йога достаточно популярна, всё равно есть много заблуждений относительно ролей учителя и ученика. Йога стала бизнесом и способом зарабатывания, обменом денег, но не обменом просветляющих учений, которые лежат во основе многих современных направлений йоги. Уважать своего учителя это не круто. Почитание было заменено критикой, поиском виноватых, обвинениями и жалобами. Восстание против преподавателя встречается аплодисментами как некая оригинальность и побег от устоявшихся строгих мер соответствий. Студенты считают правомерным учить своих учителей. Почему человек остаётся с тем, кого он не уважает? Сегодня самой превалирующей причиной являются деньги и престиж. Учитель предоставляет работу, можно зарабатывать, так же ассоциация самого себя с учителем может дать уверенность, которой самому не достаёт. Другой причиной может быть манипуляция. Некоторые ученики могут быть поглощены тамасическими энергиями и извлекать удовольствие, ощущение значимости через попытки контролировать или манипулировать учителем. Конечно существуют причины, которые оправдывают разрыв с учителем. За последнее время было заявлено много случаев о сексуальном насилии. Насилие не должно допускаться. Где есть любовь и уважение - там качества саттвы управляют отношениями. Саттвичные отношения ученика/учителя основываются на искреннем желании достичь просветления, без других скрытых манипулятивных причин. Взаимоотношения Кришны и Арджуны не имели никакого бизнес-оттенка - они были основаны на любви, уважении и дружбе.

Любовь должна исходить из сердца — она не может быть форсирована. Уважение к кому-либо помогает открыть ваше сердце, и тогда любовь расцветает. Уважение может быть рассмотрено как предпосылка к любви. Значение слово уважение — это смотреть, смотреть и ещё раз смотреть, смотреть глубоко. Не осуждать кого-то в том, как он выглядит. Уважение даёт нам возможность увидеть в другом хорошие качества и позволяет отказаться от тенденции искать вину в других. Любовь и уважение - не те добродетели, которые можно требовать от другого человека. Но тогда, когда эти качества представлены в духовных отношениях, то они дают плодотворную почву для роста и развития Prema. Prema — это любовь к Богу, высшая форма любви. Когда кто-то живет с prema, этой формой любви к божественному, то это настроение (bhava) перетекает в любовь ко всем живым существам. На санскрите это называется sarvatmabhava и это то, что помогает человеку избавиться от кандалы avidya (невежество). Когда avidya покидает, то Jiva (индивидуальная душа) понимает, что она не тело и не ум, и это осознание не возвышает, а наоборот, делает человека смиреннее. Смирение — это выигрышный билет для того, кто жаждет состояния йога - состояния просветления.

Простое послание для тех, кому интересна наука йоги - вам необходимо сделать максимум для развития в себе уважения, любови и дружбы к своим родителям и учителям. Позволить жизни проходить мимо без особого участия в ней — потратить свои возможности стать истинно счастливым (познавшим Бога).